Фрагмент для ознакомления
2
Социально-трудовые отношения являются важным элементом любой социально-экономической системы и занимают одно из центральных мест в системе жизнедеятельности общества.
Социально-трудовые отношения - это экономические, психологические и правовые характеристики взаимоотношений между отдельными лицами и социальными группами в процессе трудовой деятельности[11, с.12].
Актуальность исследования основана на том, что последнее десятилетие произошло резкое изменение содержания и структуры социально-трудовых отношений. Многие работники стали чувствовать себя незащищенными, как со стороны работодателя, так и со стороны государства. Профсоюзы как представители трудящихся в системе трипартизма фактически не в состоянии обеспечивать защиту их прав в полной мере. В производственной сфере противоречия обострились, по сути, во всей системе развивающихся в её рамках отношений.
Отношения в процессе труда сложны и многогранны. Через них осуществляется научно-техническая и технологическая политика, организация производства и управления. Социально-трудовые отношения формируются не только в сфере непосредственного производства, но и во всем воспроизводственном процессе: становлении и развитии рынка труда; профессиональное образование и переподготовка, социальное партнерство и социальное страхование и др.
Потенциал человека в сфере труда формируется всем его образом жизни, окружающими условиями, реальной системой общественных отношений. Деятельность, поведение и отношение людей на рабочем месте, в рабочей среде напрямую зависят от всего образа жизни и среды обитания человека. Семья, жилье и условия жизни, свободное время - все это играет решающую роль в формировании отношения человека к труду, его способности трудиться эффективно и результативно.
Основной целью данной курсовой работы является изучение развития социально-трудовых отношений на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и рассмотреть методику оценки социально-трудовых отношений на предприятии.
2. Выявить направления совершенствования социально-трудовых отношений на предприятии, рассмотреть методы управления.
3. Сделать выводы.
Объектом данного исследования является – социально-трудовые отношения.
Предметом исследования – развитие социально трудовых отношений на предприятии.
Структурно работа представлена введением, двумя главами заключением и списком использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-трудовых отношений на предприятии
1.1 Понятие и функции социально-трудовых отношений
Труд является фактором функционирования любого предприятия, целесообразной деятельностью людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна и экономично организована. В процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов[21, с.24].
Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно. Его включение в систему понятий и категорий экономики труда связано, во-первых, с развитием научных и прикладных представлений о роли людей в развитии экономики.
Этапы в этом развитии характеризуются начальным представлением о людях как специальном ресурсе, «трудовые ресурсы», и о человеке как о субъекте общественного развития.
Следующий этап идеологического развития, касающийся человека как субъекта экономической деятельности, очевидно, предполагает использование «индивида, личности» в качестве основного понятия. В этом случае человек рассматривается как многогранный, многоцелевой субъект социально-трудовых отношений, и создание необходимых условий для его развития является наиболее сложной задачей. [21, с.36].
Во-вторых, активное включение оборота в категорию «социально-трудовые отношения» обусловлено также решением важнейшей задачи социально-экономической реформы России: стабилизировать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране и сформировать и развить новую.
Прежде всего, возможна реализация скоординированной политики в области социально-трудовых отношений на основе сотрудничества всех общественных сил, а также формирование эффективной системы, защищающей интересы всех участников социально-трудовых отношений.
В-третьих, в нашей стране, возможно сформировать ориентированную на общество рыночную экономику и обеспечить ее нормальное функционирование при полной интеграции в мировую экономику. Это означает формализацию социальных и трудовых отношений в стране, создание эффективных механизмов управления и внедрение национальной системы социальных и трудовых отношений в систему социально-трудовых отношений, признанных международным сообществом.
Стоит отметить, что научная теория, направленная на формирование подлинно гуманных социально-трудовых отношений, и конструктивная практическая деятельность западных компаний в этой области относятся к числу наиболее серьезных достижений мировой цивилизации.
Исходной научной базой практической деятельности в этой сфере является теория человеческих отношений. Она получила развитие в учении о потребностях человека (Э. Мэйо, А. Маслоу, К. Дэвис и др.) его мотивов к труду, теории трудового поведения (Ф. Тейлор, Ф. Герц-берг и др.), теории жизненного цикла (Ф. Модильяни, Р. Брамберг и др.), в социологии малых групп, в теории коммуникации, в теории систем участия работников в прибыли и т.д.[21, с.36].
Ранее, в советский период, отечественные учебники по экономике труда, политической экономии, словари и справочники не содержали такого понятия как «социально-трудовые отношения». Но это не означает, что их не существовало, и они не были изучены. Конечно, социально-трудовые отношения в России до реформы существовали. Ранее они представляли взаимосвязь между различными профессиями, квалификациями и функциональными группами работников. Как положительный или отрицательный аспект эффективности труда и эффективности социального развития, они также отражены в нормативных актах[11, с.129].
Определим основные категории и понятия, позволяющие охарактеризовать социально-трудовые отношения.
Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни[11, с.152].
Согласно «Закону о труде» РФ, трудовые отношения - это отношения, установленные на основе соглашения между работником и работодателем. Относительно выполнения отдельным работником трудовых функций (работая по определенной профессии, квалификации или должности, работник подчиняется правилам и правилам внутреннего трудового распорядка и обеспечивает условия труда работодателя, предусмотренные трудовым законодательством, трудовыми договорами и т.д.)
Российский рынок, характеризуется быстрыми и частыми изменениями внешних и внутренних условий предприятия. Можно сказать, что развитие системы взаимоотношений на предприятии не только определяет успех его развития, но и определяет работников, обладающих необходимым количеством знаний, навыки и умения, а также друзья и товарищи по команде, обеспечивающие более высокую производительность и качество работы при рациональном использовании материальных ресурсов. [2, с.174].
В современных производственных условиях все больше возрастает значение психологических факторов рабочей силы, интеллектуальной деятельности работников, их производственной и общей культуры. С экономической точки зрения богатство является предпосылкой для развития и повышения эффективности производства.
1.2 Характеристика и структура социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни[19, с.116].
Социально-трудовые отношения как система имеют две формы существования:
1. Фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровнях.
2. Социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень.
В системе социально-трудовых отношений выделяются следующие структурные составляющие:
субъекты и уровни социально-трудовых отношений;
предметы социально-трудовых отношений и их структура;
принципы и типы социально-трудовых отношений.
Субъектами социально-трудовых отношений могут быть индивидуум, группа индивидуумов, объединенных каким-либо системообразующим признаком. В связи с этим социально-трудовые отношения могут быть индивидуальными, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. Вследствие этого социально-трудовые отношения могут подразделяться на двух-, трех- и многосторонние. В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или их группа, а также территориальное образование. В качестве субъекта социально-трудовых отношений мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и отдельное государство[19, с.175].
История показывает, что логика формирования нового типа социально-трудовых отношений изначально предполагала формирование новых субъектов этих отношений, а затем и формирование самих отношений.
Поэтому в западных странах в условиях ожесточенного конфликта и конкуренции, в высшей деятельности всех участников трудовых отношений сформировалось социальное и трудовое самосознание, определены роли и функции, раскрыта возможность следующих тем социально-трудовых отношений: работники, предприниматели (работодатели) и государство.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдокушин, Е. Ф. Маркетинг в международном бизнесе / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2017. – 328 с.
2. Алиев, И.М. Экономика труда: Учебник для бакалавриата и магистратуры / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 478 c.
3. Ансофф, И. О. Стратегическое управление / И. О. Ансофф. – М.: Экономика, 2016. – 519 с.
4. Бабаев, А. А. Управление персоналом на разных этапах жизненного цикла организации (на примере модели Л. Грейнера) / А. А. Бабаев // Философия хозяйства. — 2016. -107с.
5. Баркова, С.А. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч.: учебник / С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. – 306с.
6. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. - № 4 (65). – С. 29-34.
7. Бирюкова, О.Ю. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие / О.Ю. Бирюкова, И.В. Охотников. — М.: Макс Пресс, 2017. — 104 с.
8. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.
9. Воловская, Н.М. Социально-трудовые отношения: Учебное пособие / Н.М. Воловская. - М.: Инфра-М, 2018. - 328 c.
10. Воронов, А. Маркетинговый подход к измерению эффективности производства / А. Воронов, О. Валькович // Маркетинг. – 2018. – № 6 (67). – С. 32-42.
11. Генкин, Б.М. Экономика труда: Учебник / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2017. - 352 c.
12. Завгородняя, А. А. Маркетинговое планирование / А. А. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. – СПб.: Питер, 2018. – 352 с.
13. Кочурова, Л. Оценка экономического аспекта маркетинговой деятельности предприятия // Практический маркетинг. – 2017. – № 9. – С. 11-13.
14. Лебедева, Л. А. Трудовой конфликт как тип социально-трудовых отношений на предприятии / Т. А. Лебедева // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 10–2 (63). — С. 784–78
15. Мазин, А.Л. Экономика труда: Учебное пособие / А.Л. Мазин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 623 c.
16. Мумладзе, Р.Г. Социально-трудовые отношения: сущность и реализация в процессе управленческой деятельности / Р.Г. Мумладзе и др. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
17. Наумова, Л. М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы / Л.М. Наумова. – М.: Издательство Элит, 2018. – 208 с.
18. Одегов, Ю.Г. Экономика труда: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 423 c.
19. Румынина, В.В. Трудовые отношения: от приема. до увольнения / В.В. Румынина, Л.А. Румынина. - М.: Форум, 2016. - 248 c.
20. Скляревская, В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров / В.А. Скляревская. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 c.
21. Федорова, Н.В. Экономика труда (для бакалавров): Учебник / Н.В. Федорова. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.